Вторник, 14.05.2024, 06:12Главная | Регистрация | Вход

Меню сайта

Вход на сайт

Поиск

Поделиться

Реклама

Витрина ссылок и баннеров - CUYSБелый каталог сайтов PopCat.ru

Статистика

Каталог статей
Главная » Статьи » Саги и мифы по теме

Из саг и от Тацита

«Впрочем, они находят, что вследствие величия небожителей богов невозможно ни заключить внутри стен, ни придать им какие-либо черты сходства с человеческим обликом. И они посвящают им дубравы и рощи и нарекают их именами богов; и эти святилища отмечены только их благочестием"

П.К.Тацит «Германия», гл.9

“Торир занял всю Долину Сухостоя до Неделённого и поселился в Роще. Он поклонялся этой роще.”

Þórir nam síðan Fnjóskadal allan til Ódeilu og bjó að Lundi; hann blótaði lundinn.

«Книга о занятии земли», Часть Третья

«На основании изучения тевтонских слов, обозначающих храм, Якоб Гримм сделал правдоподобное заключение, что древнейшими святилищами у германцев были естественные леса. В пользу наличия культа деревьев у крупных европейских народностей арийского происхождения имеются многочисленные свидетельства. Всем известно, что друиды у кельтов поклонялись дубам и что слово, которым они обозначали святилище, по происхождению и по значению тождественно с латинским словом nemus (роща или лесная просека), чей отзвук чувствуется в названии Неми. У германцев священные рощи были обычным явлением; поклонение деревьям не совсем исчезло и у их потомков. О том; насколько большое значение придавали этому поклонению в прежние времена, можно судить по жестокости наказания, которое по законам германцев ожидало всякого, кто осмелится содрать кору стоящего дерева. Преступнику вырезали пупок и пригвождали его к той части дерева, которую он ободрал; затем его вертели вокруг дерева до тех пор, пока кишки полностью не наматывались на ствол. Наказание это было явно направлено на то, чтобы заменить засохшую кору дерева живой тканью преступника. Действовал принцип зуб за зуб: жизнь человека за жизнь дерева.»

Джеймс Джордж Фрэзер, «Золотая Ветвь», Поклонение деревьям

«Торольв назвал мыс между Окраинным Фьордом и Капищным Заливом Мысом Тора. На том мысу есть гора; гору эту Торольв почитал до такой степени, что ни один человек не смел глядеть на нее немытым. На ней нельзя было никого убивать, ни скот, ни людей, разве что они умрут своей смертью. Гору эту называл он Святой Горой и верил, что отправится именно туда, когда умрет, и так же все его родичи."

"Сага о людях с Песчаного Берега», IV

Hittusk æsir
á Iðavelli,
þeir er hörg ok hof
hátimbruðu;
afla lögðu,
auð smíðuðu,
tangir skópu
ok tól gerðu.
Поселилися асы в полях Идавалльра.
Воздвигли чертоги, святилища светлые.
Горны растопляли и плавили золото,
Мастерили уборы, ковали орудия.

«Прорицание Вёльвы», пер. С.Свириденко

“Следует различать «hof» (храм) и «hörg»: Hof являлся деревянной постройкой, в то время как hörg — это каменный жертвенник (hátimbraðr). Hörgr строились на возвышенностях или жертвенных сооружениях, на открытом воздухе, без изваяний, их камни были предназначены для окропления кровью. Отсюда такие упоминаемые фразы, как «ломать» жертвенники и «жечь» храмы. В норвежской глубинке куполообразные горы до сих пор зовутся «hörg».

Icelandic-English Dictionary (Richard Cleasby)

«Hörg hann mér gerði
hlaðinn steinum;
nú er grjót þat
at gleri orðit; -
rauð hann í nýju
nauta blóði;
æ trúði Óttarr
á ásynjur.»
Алтарь для меня
из камня сложил он,
и камень в стекло
переплавлен теперь;
обагрял он алтарь
жертвенной кровью:
в асиний верил
Оттар всегда.

“Песнь о Хюндле”

“До сих пор можно видеть тот круг, где людей присуждали в жертву богам. В этом круге стоит камень Тора, о который предназначенным в жертву разбивали головы; еще и сейчас можно видеть пятна крови на камне.”

Eyrbyggja saga (Сага о людях с Песчаного Берега)

“Торстейн прошел в капище, упал перед стоявшим там камнем, которому он поклонялся, и обратился к нему с молитвой. Индриди стоял снаружи. Он услышал, что из камня донеслись такие слова...”

Сага о Хёрде и островитянах, XXXVIII

Вышеприведенные цитаты говорят о дрейнейшей форме святилища: «Хёрг» - каменном жертвеннике либо мегалитическом комплексе из особым образом расположенных камней, его центром являлся алтарный камень, на котором приносились жертвы.

Еще одно слово, связываемое в Old Norse со священным местом - Vé (Ве). Исследователи, среди которых такие, как Richard Cleasby и Е.А. Мельникова, сходятся во мнении, что значение этого слова - «святилище», причем в смысле «священный дом», т. е. некая постройка культового назначения.

Постройка, в смысле дом «hof» довольно часто упоминается в сагах в качестве культового сооружения. Особенности такого объекта состоят, во-первых, в том, что это дом («hof» - это постройка вообще, чаще упоминаемая как жилище. Термин почти без изменений дошел до наших дней во многих европейских языках: Hof, House, Home, Haus Heim, Hjem), предназначенный для того, чтобы в нем собирались люди, во-вторых, в нем есть изображения богов, в форме изваяний, резных столбов и т.п., и в третьих - общественное значение объекта:

“Весной Торгрим построил хутор у Капища. Вскоре это место стало великолепным, ведь у него была большая поддержка, друзья и родичи. Он стал влиятельным человеком в округе. У него была власть над людьми до самого Нового Лавового Поля, и эта область называется годорд Долины Источника. Его прозвали Торгрим Годи. Он был великий язычник. Он велел построить большое капище на своём поле. Оно было сотню футов в длину и шестьдесят в ширину. Все люди должны были платить туда капищный сбор. Более всего там почитали Тора. Снаружи оно было сделано круглым, словно шапка. Всё оно было занавешено и с окнами. Посредине там стоял Тор и с двух сторон — остальные боги. Прямо перед ними стоял алтарь, сделанный очень искусно и покрытый сверху железом. На нём должен был гореть огонь, который никогда не гас. Они называли его священным пламенем. На этом алтаре должно было лежать большое кольцо, сделанное из серебра. Его должен был надевать на руку жрец на все собрания. Там все люди должны были давать клятвы по всем делам. На этом алтаре должна была также стоять большая чаша из меди. Туда нужно было собирать всю кровь, что получалась от скота, которого посвящали Тору, или людей. Они называли это жертвенной кровью или кубком с жертвенной кровью. Этой кровью нужно было брызгать на людей или скот; тот скот, что приносился в жертву, использовался в пищу, когда наступал жертвенный пир. Людей же, которых приносили в жертву, бросали в болото, что было снаружи у дверей. Они называли его Жертвенным Болотом. В доме у Капища были поперечные балки, что были в капище, когда Олав сын Йона разломал его. Он велел все их расколоть, и они всё равно остались ещё очень толстыми. “

“Сага о людях с Килевого Мыса», гл.2



Источник: http://ragnar.ru/biblioteka/article/48-sanctuaries.html?showall=1
Категория: Саги и мифы по теме | Добавил: Askr (27.12.2014)
Просмотров: 354 | Комментарии: 3 | Теги: Уппокра | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 3
avatar
0
1 slepowronskiyuri • 09:17, 14.01.2015
Можно ещё добавить сведения от Адама Бременского о храме в Уппсале.
avatar
0
2 Askr • 22:03, 20.01.2015
Юра, ты сможешь добавить материал?
avatar
0
3 slepowronskiyuri • 20:43, 21.01.2015
Цитирую  по Википедии:

У этого племени есть знаменитое святилище, которое называется Упсала [Схолия 138: Около этого храма растёт большое дерево с раскидистыми ветвями,
вечно зелёное и зимой, и летом, и никто не знает, какова природа этого
дерева. Там также находится источник, где язычники совершают
жертвоприношения, бросая туда живого человека; если тот не всплывает, то
это значит, что желание народа осуществится. Схолия 139: Этот храм
опоясан золотой цепью, которая висит на склонах здания и ярко освещает
всех входящих. Храм расположен на равнине, которая со всех сторон
окружена горами наподобие театра.
], и расположено недалеко от города Сигтуны [или от Бирки]. В этом храме, который целиком изготовлен из золота, находятся статуи трёх почитаемых народом богов. Самый могущественный из них — Тор — восседает на троне посреди парадного зала; с одной стороны от него — Водан, а с другой — Фрикко. Их полномочия распределяются следующим образом: «Тор, — говорят шведы, — царит в эфире, управляет громом и реками, ветрами и дождями, ясной погодой и урожаями.
Второй — Водан, что означает «ярость», ведёт войны, даёт людям мужество
в битвах с врагами. Третий — Фрикко — дарует смертным мир и
наслаждения. Последнего изображают с огромным фаллосом. Водана же шведы представляют вооружённым, как у нас обычно Марса. А Тор со своим скипетром напоминает Юпитера. Они также почитают обожествленных людей, даря им бессмертие за славные подвиги <...>
avatar
Copyright MyCorp © 2024 |